К 80-летию Победы Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.
Ладушкин: человек и город
Этот материал прислал в нашу газету краевед из Калининграда Игорь Дуплинский. Он часто бывает в городе Ладушкин, который носит имя нашего земляка, Героя Советского Союза И. М. Ладушкина. Свою статью автор посвятил 80-летию гибели Ивана Мартыновича (16 марта 1945 года), а также случившемуся через два дня взятию войсками Красной Армии города Людвигсорта (ныне Ладушкин) и юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
В центре города Ладушкин Калининградской области возвышается бюст танкиста в шлемофоне. На постаменте памятника укреплена мраморная доска с надписью: «Герой Советского Союза Ладушкин Иван Мартынович. 1922-1945». Этот памятник стоит на холме, возле международной автомобильной трассы на линии Калининград – Мамоново, и всякий проезжающий через город его видит.
Ладушкин. Человек и город. Я расскажу о них через призму собственной биографии. Собственного восприятия.
Восточно-прусский город Людвигсорт был штурмом взят в марте 1945 года воинами 3-го Белорусского фронта, в ходе Восточно-Прусской наступательной операции Красной Армии. После победы над гитлеровской Германией согласно решениям Потсдамской конференции столица Восточной Пруссии – город Кёнигсберг вместе с прилегающей к нему частью Восточной Пруссии отошли к Советскому Союзу.
Кёнигсберг во время послевоенного переименования населённых пунктов области на русскоязычные стал Калининградом. Кёнигсбергская область стала Калининградской областью. А Людвигсорт переименовали в Ладушкин, в честь Героя Советского Союза гвардии лейтенанта Ладушкина, погибшего недалеко отсюда.
Лейтенант Ладушкин. Город Ладушкин. Я знал о них, как только научился читать, с возраста семи-восьми лет. Хотя в Ладушкине в ту пору не бывал. Дело в том, что в нашей семейной библиотеке имелась книжка под названием «Округ, в котором ты служишь». Мягкая обложка, 1961 год издания, Воениздат, тираж и цена не указаны. На обложке проставлен штамп «Для служебного пользования». Основу книги составляли заметки о советских воинах-героях, совершивших во время Великой Отечественной войны подвиги непосредственно на территории Прибалтийского военного округа. Насколько мне известно, подобные издания выпускались малыми тиражами для библиотек воинских частей округа в рамках политико-просветительской, патриотической и воспитательной работы среди военнослужащих.
Эта книга стала первой нитью, связавшей меня с Ладушкиным, человеком и городом. В числе других в ней была заметка о танкисте Ладушкине, которую я перечитывал много чаще остальных. Почему же я обратил на неё особое, более пристальное внимание? Наверное, потому, что дал о себе знать инстинктивный голос землячества. Иван Ладушкин родом с Алтая, и все мои предки – тоже; это я уже родился в Калининградской области.
Я и подумать тогда не мог, что через полвека буду участвовать в создании местного краеведческого музея, где в числе прочего из предметов собственного собрания устрою экспозицию, посвящённую танкистам и танкам. Впоследствии моя жизнь сложилась так, что я оказался тесно связан с городом, носящим имя Ивана Мартыновича Ладушкина.
Город Ладушкин расположен недалеко от Калининграда. Это небольшой, уютный городок, со всех сторон окружённый сосновым бором и почти круглый год утопающий в зелени. Хороший город. Красивый.
Краткая биография Ивана Ладушкина такова. Согласно архивным данным, он родился 8 марта 1922 года в селе Корчино Мамонтовского района Алтайского края в семье крестьянина. В июне 1940 года был призван в Красную Армию. В 1942 году окончил авиационно-техническое отделение Балашовской школы пилотов, после чего стал авиатехником одной из авиационных частей действующей армии. Однако Иван Ладушкин мечтал стать танкистом. И стал им. Уже в следующем году он окончил Тамбовское танковое училище и был направлен на фронт командиром танка. В бою получил тяжёлое ранение. После излечения в госпитале вернулся на фронт. Воевал в Белоруссии, Прибалтике и Восточной Пруссии. Командир экипажа, взвода, танковой роты 2-й отдельной гвардейской танковой бригады. За подвиги на поле боя награждён двумя орденами Отечественной войны первой степени.
Особо отличился Ладушкин в боях за Восточную Пруссию. И последний свой бой он принял именно там. К тому времени, весной сорок пятого, война уже подходила к концу. Исход её был ясен. Однако немецко-фашистские войска продолжали оказывать упорное сопротивление Красной Армии.
16 марта 1945 года гвардии лейтенант И. М. Ладушкин умело организовал прорыв сильно укреплённой обороны противника. Это произошло юго-западнее города Хайлигенбайль (ныне город Мамоново Калининградской области). Сразу после мощной артиллерийской подготовки танки Т-34 роты гвардии лейтенанта Ладушкина ушли в прорыв. В ходе боя Ладушкин с одним из танковых взводов обошёл вражескую батарею, а затем её уничтожил. Продвигаясь с боями далее, к населённому пункту Дёйч Тирау, рота Ивана Ладушкина нанесла гитлеровцам большие потери, уничтожив значительное количество живой силы противника, десять артиллерийских орудий и одну самоходную установку. В этом бою танк командира роты получил прямое попадание вражеского снаряда и загорелся. Покинув горящую «тридцатьчетвёрку», Ладушкин, невзирая на полученные им ранения и ожоги, пересаживается в другой танк своей роты и продолжает вести бой. Но на окраине Дёйч Тирау в результате прямого попадания вражеского снаряда и в другую «тридцатьчетвёрку» гвардии лейтенант погибает.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм» гвардии лейтенанту Ивану Мартыновичу Ладушкину было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Дёйч Тирау ныне представляет собой безлюдные руины на нейтральной полосе: прямо по ним проходит современная российско-польская граница. А на месте героической гибели танкиста находится российская пограничная застава имени Героя Советского Союза гвардии лейтенанта И. М. Ладушкина. В том же месте, на территории заставы, установлен обелиск в честь подвига Героя.
Удивительное дело. Вплоть до недавнего времени многим, если не всем, калининградцам и жителям области не было известно действительное место его упокоения. Согласно всё тем же архивным данным, считалось, что Ладушкин был похоронен в Людвигсорте, с 1946 года носящем его имя. Но не так давно выяснилось, что могила танкиста находится отнюдь не в городе Ладушкине и даже не в Калининградской области, а на сопредельной территории, в Республике Польша, на советском военном кладбище в городе Бранёво.
Бранёво – бывший восточно-прусский Браунсберг – расположен недалеко от российско-польской границы, руин Дёйч Тирау и места гибели героя. Нужно заметить, что жители города, носящего имя И. М. Ладушкина, всегда знали, что танкист похоронен вовсе не у них, но в то же время понятия не имели, где, в каком месте он покоится на самом деле.
Более всего память о лейтенанте Ладушкине и его подвиге сохраняют там, где и должно её сохранять – в Ладушкинском краеведческом музее. Он ещё очень молодой, но уже чрезвычайно интересный и познавательный. К тому же весьма приятный. В его стенах всегда царит тёплая атмосфера. Этот музей мне хорошо известен. Так сложилось, что мне довелось принять участие на всех этапах его рождения и становления, а теперь и развития.
Один пример: вместе с моим товарищем и коллегой по Калининградскому отделению Российского военно-исторического общества и творческой группе «Авиация 3-го Белорусского фронта» Игорем Ялычевым мы ещё на ранней стадии консультировали будущего директора будущего музея Ольгу Салимову, обсуждая вопросы создания этого учреждения и разрабатывая концепцию экспозиций.
В настоящее время это активно развивающийся музей, в котором, как и должно быть, значительная часть зала военной истории отведена под постоянно действующую экспозицию, посвящённую Ивану Мартыновичу Ладушкину. О боевом пути героя, о его подвигах со знанием дела посетителям рассказывают сотрудники музея Ольга Леонидовна Салимова, Ольга Андреевна Веремеева и Любовь Александровна Дядык.
Отдельной строкой следует упомянуть о личных качествах упомянутых сотрудников. Все они патриоты города, энтузиасты-бессребреники, работающие на общественных началах. Замечательные люди. Можно сказать, подвижники, в светском смысле этого слова. Именно поэтому я им помогал, помогаю и далее собираюсь помогать; в таком деле, как и в любом другом, человеческий фактор играет определяющую роль.
Как уже было сказано, значительная часть зала военной истории отведена экспозиции, посвящённой Ивану Ладушкину. Однажды я – в рамках поддержки краеведческого музея – устроил там экспозицию на тему советских танкистов и танков, временно предоставив для этого дела экспонаты из моего собственного собрания. Временная экспозиция органично дополнила экспозицию музейную. В числе прочего в ней были представлены различные макеты и модели танков Т-34, погоны танкиста времён Великой Отечественной войны, танковые часы, танковый шлемофон.
Вы слышали, что труп мой найден в танке, -
Не верьте сводкам, это ерунда:
Ваш командир стоит на правом фланге,
За смерть в бою он лишь повышен в ранге,
Из генералов выйдя в города.
Это известный отрывок-пятистишие из известного – по меньшей мере, в Калининградской области – стихотворения поэта Георгия Рублёва «Баллада о Черняховске». Автор посвятил это стихотворение городу Черняховску и человеку, в честь которого он и был назван – дважды Герою Советского Союза, командующему 3-го Белорусского фронта генералу армии Ивану Даниловичу Черняховскому. Почему же я привёл здесь отрывок из «Баллады о Черняховске»? Что общего у этого пятистишия может быть с Ладушкиным?
Хорошее стихотворение написал поэт. Прочувствованное. Достойное. Но в одном он ошибся. Быть может, преднамеренно, из лучших побуждений, чтобы стихотворение произвело большее впечатление, чтобы оно вызвало у читателей больший эмоциональный отклик. А быть может, по незнанию. Дело в том, что Черняховский погиб отнюдь не в танке. Если в общих чертах, то произошло это так. 18 февраля 1945 года командующий фронтом совершал инспекционную поездку близ линии фронта, в зоне досягаемости огня немецкой артиллерии. В эту поездку генерал армии выехал на легковой автомашине – «виллисе». Позади машины взорвался вражеский снаряд, осколок пробил задний борт «виллиса» и нанёс Черняховскому смертельное ранение, от которого Иван Данилович в тот же день скончался.
Вскоре после войны в рамках послевоенного переименования населённых пунктов Калининградской области на русскоязычные восточно-прусский город Инстербург, который во время Инстербургско-Кёнигсбергской операции с боем взяли войска 3-го Белорусского фронта под командованием Черняховского, был переименован в Черняховск.
Но вернёмся к Ладушкину – человеку и городу.
Если в приведённом выше пятистишии изменить всего лишь одно слово – «из генералов» переправить на «из лейтенантов», - то оно будет применительно к гвардии лейтенанту Ладушкину. Как раз Ладушкин был найден в сгоревшем танке, за совершённые им подвиги и героическую смерть в бою из лейтенантов «выйдя в города».
И. ДУПЛИНСКИЙ.
И. М. Ладушкин.
Памятник Ивану Ладушкину, установленный в городе, который носит его имя.
80 – летие Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
День Победы — самый важный праздник нашей страны.
Ежегодно на федеральном уровне при поддержке Президента проходят торжественные мероприятия, концерты и акции, приуроченные к годовщине Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.
Участие в патриотических акциях – это возможность отдать дань уважения тем, кто воевал на фронте, работал в тылу или, будучи ребенком, пережил ужасы войны.
Это имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения в духе уважения к важным страницам отечественной истории.
Руководители и специалисты организаций и предприятий Мамонтовского района поддержали инициативу работников культуры района и приняли участие в патриотической акции «Песни Великой Победы»-2025! 6+
«Как меня видит налоговая» - онлайн-сервис ФНС России
Напоминаем, что в Личных кабинетах налогоплательщика юридического лица и индивидуального предпринимателя, с целью информирования налогоплательщика о его показателях риска, реализован сервис «Как меня видит налоговая».
В сервисе доступны налогоплательщику вкладки с показателями о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика «Показатели ФХД» и «Показатели для партнеров».
Именно эти показатели используются при выборе налогоплательщиков для проведения мероприятий налогового контроля перед включением в план проверок. Используя информацию из данного раздела, налогоплательщик получит представление о том, на что обращает внимание налоговый орган и сможет оценить себя по тем же правилам, по которым это делает налоговая служба.
Кроме того, в сервисе можно попросить партнера (контрагента) предоставить данные о себе. Это упростит и ускорит процесс проверки контрагентов.
Уникальность функционала сервиса «Как меня видит налоговая» заключается в том, что сервис организован по принципу социальной сети с функцией добавления в «друзья/партнеры». Найти контрагента можно по наименованию компании, ИНН или ФИО предпринимателя. Партнер при этом может отклонить или принять запрос, и тогда налогоплательщик получит доступ к упомянутым показателям.
То же самое может сделать, и сам налогоплательщик при запросе партнера, тем самым предоставляя данные о себе. Данные налогоплательщика доступны исключительно партнерам- «друзьям». Если у партнера еще нет личного кабинета, то на почтовый ящик партнера можно отправить приглашение зарегистрироваться в личном кабинете и «подружиться».
В сервисе «Как меня видит налоговая» по всем показателям доступны сведения за прошедший год, по некоторым - и за текущий. Показатели актуализируются ежемесячно. Также постоянно обновляется методика расчета показателей. Если налогоплательщик обнаружит некорректную информацию, он может обратиться через форму обратной связи и внести исправления.
Завтра 6 мая состоится шестнадцатая сессия Мамонтовского районного Совета народных депутатов.
ПАМЯТКА Профилактика экстремизма в подростковой среде
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:
- формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
- чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
- проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
- соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
- обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
- криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
- рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).
- наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
- использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
- использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет, обусловленный юношеским максимализмом, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни, при неустойчивой подростковой психике, легко подверженной внушению и манипулированию.
Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти виноватого за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
Направления профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
- Информирование молодежи об опасности экстремистских организаций;
- Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;
- Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;
- Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.
- Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
- Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;
- Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.
- Создание условий для снижения агрессии, напряженности;
- Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи -занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и др.